УВЭОС для ГАИС ЭВАК

УВЭОС для ГАИС ЭВАК

Устройства вызова экстренных оперативных служб (кнопка СОС для ГАИС ЭВАК)

ЭВАК — это казахстанская национальная система экстренных вызовов при авариях и катастрофах. Система функционирует с использованием сигналов и данных навигационных спутниковых систем «GPS» и «ГЛОНАСС». При нештатной ситуации (пожаре, внезапном приступе болезни, нападении). у водителя или пассажира есть возможность с помощью тревожной кнопки вызвать экстренную службу. Система обеспечит максимальную скорость реагирования экстренных служб. Основной целью создания системы ЭВАК является повышение безопасности грузовых и пассажирских перевозок на дорогах Республики Казахстан. Это достигается путем сокращения времени реагирования на происшествия и чрезвычайные ситуации аварийно-спасательных служб. Система ЭВАК информирует службы экстренного реагирования при чрезвычайных ситуациях в течении 20 секунд, а формирует адрес совершения ДТП в течение 10 секунд после срабатывания модуля УВЭОС.

Особенность системы ЭВАК заключается в том, что устройства вызова экстренных оперативных служб находятся в режиме ожидания и не осуществляют постоянную передачу информации о нахождении автомобиля. Передача сигнала о местоположении транспортного средства осуществляется при срабатывании устройства вызова экстренных оперативных служб в случае дорожно-транспортных и иных чрезвычайных происшествий.

Система ЭВАК работает с использованием сигналов глобальных навигационных спутниковых систем «GPS» и «ГЛОНАСС». Благодаря ЭВАК помощь пострадавшим будет оказана в пределах «золотого часа», что позволит существенно сократить смертность при ДТП и чрезвычайных ситуациях. Известно, что 70% смертей при авариях происходят из-за того, что помощь не была оказана вовремя. Система ЭВАК сократит время прибытия на место катастрофы экстренных служб на 30-40%. Таким образом в год будут спасены сотни человек.

Кроме того, благодаря системе ЭВАК проводится мониторинг дорожно-транспортных происшествий на трассах республиканского значения. Это позволяет контролировать дорожную ситуацию на автомобильных дорогах и создавать благоприятные условия для снижения смертности в результате ДТП за пределами населенных пунктов.

Система ЭВАК проста. Она не подвержена внезапным поломкам и работает даже в самых неблагоприятных условиях. Модуль вызова экстренных оперативных служб установлен в автомобиле.

Работает система следующим образом. При столкновении автомобиля с другим автомобилем или каким-либо препятствием, срабатывает датчик удара, входящий в состав устройства вызова экстренных оперативных служб. Как только сработал датчик, терминал автоматически отправляет через сотовую сеть в контакт-центр координаты аварии и минимальный набор данных, включающий VIN номер автомобиля и другую информацию, и открывает голосовой канал между водителем и оператором для того, чтобы водитель мог более подробно проинформировать службу 112 о масштабах аварии или чрезвычайного происшествия. Оператор контакт-центра, получив информацию об аварии и ее масштабах, подключает экстренные службы: скорую помощь, полицию, которые немедленно выезжают к месту аварии.

Бывают случаи, когда не происходит сильного удара, однако требуется экстренная оперативная помощь – для этих случаев предусмотрена «кнопка SOS», нажав на которую осуществляется связь с оператором контакт-центра и выясняются все вопросы, связанные с оказанием помощи.

Система ЭВАК имеет несколько важных особенностей, обеспечивающих ее эффективную работу. В отличии от мобильных телефонов, которые зарегистрированы в сети одного из операторов, ЭВАК работает со всеми сотовыми операторами. Для передачи информации о чрезвычайной ситуации устройство автоматически выбирает сеть сотового оператора с наиболее высоким уровнем сигнала в данной местности. Передаваемому в оперативные службы спасения трафику ЭВАК присваивается приоритетный статус, что позволяет доставить пакет данных с места ЧС, даже в условиях значительной перегрузки сетей передачи данных сотового оператора. В случае, если сеть загружена большим количеством телефонных звонков, то для передачи информации телефонные звонки других абонентов могут отключаться. Такая мера позволяет гарантированно доставить сигнал бедствия до оператора системы ЭВАК. Стоит отметить, что программное обеспечение и оборудование системы ЭВАК обладают возможностью быстрой обработки множества одновременно принимаемых вызовов.

С 1 января 2017 года согласно Техническому Регламенту таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» все автомашины, которые проходят первичную регистрацию в Республики Казахстан должны быть оборудованы устройствами вызова экстренных оперативных служб. Без этой системы невозможно получить свидетельство о регистрации транспортного средства. Сейчас автопроизводители комплектуют системы экстренного вызова SIM картой российского оператора «ЭРА-ГЛОНАСС». Установленная на заводе-изготовителе кнопка «SOS» должна работать, а отсутствие в автомобиле работающей кнопки «SOS» расценивается как административное нарушение, согласно ст.590 «Кодекса РК об административных правонарушениях» (Управление ТС, не отвечающими требованиям технических регламентов) и на водителя будет наложен штраф в размере 5 МРП.

На территории Казахстана вызовы с российских SIM-карт осуществляются в роуминге. Для снижения нагрузки на бюджет и минимизации стоимости экстренных вызовов в МОАП РК, МВД РК совместно с оператором «ЭВАК» обсуждался вопрос о запрете первичной регистрации автомобилей с SIM-картой российского оператора «ЭРА-ГЛОНАСС». В результате проведённой работы принято решение о том, что автомобилям с российской SIM-картой для бесперебойной работы на территории РК достаточно будет пройти процедуру активации в системе «ЭВАК».

Система ЭВАК значительно сокращает время информирования ДЧС о ДТП (возможность использования «золотого часа»).

В случае аварии, необходимая информация о транспортном средстве, включая его точные координаты, автоматически передается в фильтрующий контакт-центр Государственного оператора системы ЭВАК. Диспетчер, связавшись с водителем и получив подтверждение об аварии, организует выезд на место происшествия служб экстренного реагирования (ДЧС, ДПС, Скорая помощь).

Требования к устройствам вызова оперативных служб обозначены в ГОСТ 33646-2015, ГОСТ 33465-2015, ГОСТ 33466-2015, ГОСТ 33467-2015, ГОСТ 33468-2015, ГОСТ 33469-2015, ГОСТ 33470-2015, ГОСТ 334712-2015 в которых определена обязательность поддержки стандартов GSM 900/1800 UMTS900/2000. У(С)ВЭОС должно различать удары нескольких типов: фронтальные, боковые, удары сзади и опрокидывания. Кнопка SOS должна быть защищена от случайного нажатия.

При установке У(С)ВЭОС в транспортное средство устройство (система) должны иметь сертификат соответствия ТР/ТС 018 «О безопасности колесных транспортных средств» или входить в перечень устройств, прошедших аттестацию в соответствии с правилами аттестации устройств или систем вызова экстренных оперативных служб для подключения к системе экстренного вызова при авариях и катастрофах.

У(С)ВЭОС должен:

* Обеспечивать прием и обработку минимального набора данных;

* Обеспечивать формирование карточки вызова для служб экстренного реагирования;

* Осуществлять обработку голосовых вызовов абонентов системы ЭВАК.

Основным видом взаимодействия в Системе является связь водителя и оператора, которое осуществляется:

* в случаях дорожно-транспортных происшествий (ДТП), требующих участия служб экстренного реагирования для минимизации последствий ДТП;

* в случаях угрозы жизни водителям (пассажирам) транспортных средств, как при ДТП, так и при иных обстоятельствах;

* иных случаях, требующих участия служб экстренного реагирования.

Работает система следующим образом. При столкновении автомобиля с другим автомобилем или каким-либо препятствием, срабатывает датчик удара, входящий в состав устройства вызова экстренных оперативных служб. Как только сработал датчик, терминал автоматически отправляет через сотовую сеть в контакт-центр координаты аварии и минимальный набор данных, включающий VIN номер автомобиля и другую информацию, и открывает голосовой канал между водителем и оператором для того, чтобы водитель мог более подробно проинформировать службу 112 о масштабах аварии или чрезвычайного происшествия. Оператор контакт-центра, получив информацию об аварии и ее масштабах, подключает экстренные службы: скорую помощь, полицию, которые немедленно выезжают к месту аварии.

Бывают случаи, когда не происходит сильного удара, однако требуется экстренная оперативная помощь – для этих случаев предусмотрена «кнопка SOS», нажав на которую осуществляется связь с оператором контакт-центра и выясняются все вопросы, связанные с оказанием помощи.

Система ЭВАК имеет несколько важных особенностей, обеспечивающих ее эффективную работу. В отличии от мобильных телефонов, которые зарегистрированы в сети одного из операторов, ЭВАК работает со всеми сотовыми операторами. Для передачи информации о чрезвычайной ситуации устройство автоматически выбирает сеть сотового оператора с наиболее высоким уровнем сигнала в данной местности. Передаваемому в оперативные службы спасения трафику ЭВАК присваивается приоритетный статус, что позволяет доставить пакет данных с места ЧС, даже в условиях значительной перегрузки сетей передачи данных сотового оператора. В случае, если сеть загружена большим количеством телефонных звонков, то для передачи информации телефонные звонки других абонентов могут отключаться. Такая мера позволяет гарантированно доставить сигнал бедствия до оператора системы ЭВАК. Стоит отметить, что программное обеспечение и оборудование системы ЭВАК обладают возможностью быстрой обработки множества одновременно принимаемых вызовов.

С 1 января 2017 года согласно Техническому Регламенту таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» все автомашины, которые проходят первичную регистрацию в Республики Казахстан должны быть оборудованы устройствами вызова экстренных оперативных служб. Без этой системы невозможно получить свидетельство о регистрации транспортного средства. Сейчас автопроизводители комплектуют системы экстренного вызова SIM картой российского оператора «ЭРА-ГЛОНАСС». Установленная на заводе-изготовителе кнопка «SOS» должна работать, а отсутствие в автомобиле работающей кнопки «SOS» расценивается как административное нарушение, согласно ст.590 «Кодекса РК об административных правонарушениях» (Управление ТС, не отвечающими требованиям технических регламентов) и на водителя будет наложен штраф в размере 5 МРП.

На территории Казахстана вызовы с российских SIM-карт осуществляются в роуминге. Для снижения нагрузки на бюджет и минимизации стоимости экстренных вызовов в МОАП РК, МВД РК совместно с оператором «ЭВАК» обсуждался вопрос о запрете первичной регистрации автомобилей с SIM-картой российского оператора «ЭРА-ГЛОНАСС». В результате проведённой работы принято решение о том, что автомобилям с российской SIM-картой для бесперебойной работы на территории РК достаточно будет пройти процедуру активации в системе «ЭВАК».

Система ЭВАК значительно сокращает время информирования ДЧС о ДТП (возможность использования «золотого часа»).

В случае аварии, необходимая информация о транспортном средстве, включая его точные координаты, автоматически передается в фильтрующий контакт-центр Государственного оператора системы ЭВАК. Диспетчер, связавшись с водителем и получив подтверждение об аварии, организует выезд на место происшествия служб экстренного реагирования (ДЧС, ДПС, Скорая помощь).

Требования к устройствам вызова оперативных служб обозначены в ГОСТ 33646-2015, ГОСТ 33465-2015, ГОСТ 33466-2015, ГОСТ 33467-2015, ГОСТ 33468-2015, ГОСТ 33469-2015, ГОСТ 33470-2015, ГОСТ 334712-2015 в которых определена обязательность поддержки стандартов GSM 900/1800 UMTS900/2000. У(С)ВЭОС должно различать удары нескольких типов: фронтальные, боковые, удары сзади и опрокидывания. Кнопка SOS должна быть защищена от случайного нажатия.

При установке У(С)ВЭОС в транспортное средство устройство (система) должны иметь сертификат соответствия ТР/ТС 018 «О безопасности колесных транспортных средств» или входить в перечень устройств, прошедших аттестацию в соответствии с правилами аттестации устройств или систем вызова экстренных оперативных служб для подключения к системе экстренного вызова при авариях и катастрофах.

* Навигационный приемник ГЛОНАСС и других действующих навигационных спутниковых систем;

* ГНСС Антенна

* Коммуникационный модуль(модем) GSM/UMTS;

* Микрофоны и динамик;

* Встроенная не снимаемая универсальная профильная SIM/e UICC микросхема;

* Тональный модем;

* Блок интерфейса пользователя с кнопками «Экстренный вызов» и «Дополнительные функции».

* Внутренняя энергонезависимая память и оперативная память;

* Интерфейс доступа к диагностическим данным, предназначенный для считывания и очистки содержимого внутренней энергонезависимой оперативной памяти устройства;

* Источник резервного питания.

* У(С)ВЭОС должен обеспечивать номинальные значения параметров при нормальных значениях климатических факторов внешней среды:

* температура окружающего воздуха (25 ±10)°С;

* относительная влажность от 45% до 80%;

* атмосферное давление от 84,0 до 106,7 кПа (от 630 до 800 мм рт.ст.)

* У(С)ВЭОС должен соответствовать условиям эксплуатации при минимальной рабочей температуре минус 40 °С и максимальной рабочей температуре – плюс 85 °С;

* У(С)СВЭОС должен выдерживать воздействия влажной тепловой среды в течение 4 суток при температуре (40±2) °С и относительной влажности (95 ±3)%;

* Лакокрасочные покрытия У(С)ВЭОС по внешнему виду должны соответствовать требованиям конструкторских документов, а наружные детали должны быть стойкими к воздействию топливно-смазочных материалов;

* Окружающая среда при эксплуатации У(С)ВЭОС должна быть невзрывоопасной, не содержащей токопроводящей пыли, агрессивных газов и паров в концентрациях, разрушающих электронные изделия и электроизоляцию.

 

* Прием / передача радиосигналов в GSM / UMTS –сетях;

* Сбор телеметрической информации с помощью датчиков;

* Сбор данных с CAN-шины автомобиля;

* Прием / передача голоса;

* Прием сигналов со спутников систем ГЛОНАСС и/или GPS и определение географических координат объекта;

* Определение в автоматическом режиме факта возникновения дорожно-транспортного происшествия (ДТП;)

* Экстренный вызов в автоматическом и ручном режиме;

* Передачу минимального набора данных в диспетчерский центр;

* Передачу через GSM / UMTS сеть на сервер телеметрической информации о состоянии объекта, его географических координатах, траектории и параметрах движения;

* Выполнение сервисных функций;

* Самодиагностика;

* Работа сетях 3G и соответствие требованиям проекта “ЭВАК”;

* SD-карта;

* Сбор данных с CAN-шины автомобиля